Черная Молния (chern_molnija) wrote,
Черная Молния
chern_molnija

Фильм «Матильда» - трагедия рока последнего императора



Логичнее, конечно, было бы назвать этот фильм «Николай», потому что главный герой - это всё-таки наследник престола Российской империи, а не его возлюбленная, балерина Матильда Кшесинская. Это типичная трагедия рока в духе древнегреческого театра.

В Древней Греции театр не баловал зрителей неожиданными поворотами сюжета. Придя посмотреть трагедию Софокла «Эдип-царь», зрители заранее знали, что заглавный герой обречен убить отца, жениться на матери, а потом неотвратимо приближаться к разгадке того, кто именно тот цареубийца, из-за которого боги наслали мор на Фивы. И как бы Эдип ни был благороден, силен и умен, он не мог избежать своей трагической судьбы, как Чапаев из одноименного фильма не мог доплыть до другого берега Урала, на что надеялись многие советские зрители, в очередной раз пересматривая картину.

Вот и фильм «Матильда», хотя и показывает события конца XIX века, пришедшиеся на царствование Александра III и самое начало правления его сына Николая II, тем не менее содержит в себе наше знание о трагедии, которая ожидала Николая Александровича, его семью и его страну в XX веке.


МОЖНО ЛИ СУДИТЬ О ФИЛЬМЕ, НЕ ПОСМОТРЕВ ЕГО

Фильм «Матильда» стал известен тем, что против него весьма активно выступали те, кто его не смотрел. Можно ли в принципе сказать, что фильм плохой, не посмотрев его? Иногда можно.


Когда некоторое время назад на специфическом фестивале в Москве собирались устроить показ украинского фильма о войне в Донбассе, об этой ленте можно было судить, не смотря ее. Потому что снята она была людьми, проживающими на территории концлагеря «Украина», и, безусловно, создателей фильма не могла не волновать собственная судьба после того, как их картину посмотрят украинские фашисты. Значит, фильм неизбежно должен был выражать фашистскую идеологию, и, чтобы в этом убедиться, смотреть его не требовалось.

Но в случае с «Матильдой» ситуация совершенно иная. Никаких оснований думать, что создатели фильма чего-то боялись, а потому должны были изобразить Николая II чертом с рогами, не было. Почему же Поклонская и ее последователи заведомо были уверены, что фильм (в котором, кстати, последнему русскому императору только нимба не хватает) им не понравится?



Я вот посмотрел и могу сказать, что более доброжелательно Николая II в российском кинематографе еще не изображали. Уверен, что подавляющее большинство тех, кто протестовал против этого фильма, посмотри они его, не были бы оскорблены.

Можно, конечно, спорить, насколько фильм Учителя исторически правдив.


ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА ГЛАЗАМИ ПОТОМКОВ

Знаете, даже когда мы смотрим историческую кинохронику, мы всё равно видим ее не так, как те, кто держал кинокамеру в руках. Поэтому Великая Отечественная война в нашем сознании черно-белая, а участники дореволюционных и революционных событий неестественно быстро движутся. Что уж говорить о художественном фильме, отражающем не столько историю, сколько наш взгляд на нее. Думаю, если бы Кутузову показали сцену Бородинской битвы из фильма Бондарчука, Михаил Илларионович удивленно спросил бы: «А где же тогда был я?»

Помнится, Поклонская, объясняя свое негативное отношение к фильму «Матильда», говорила, что, посмотрев его, зрители станут думать, что так всё и было на самом деле. А сама-то Поклонская знает, как всё было на самом деле? :-)

Конечно, «Матильда» не документальный фильм. Он не показывает события так, как их показала бы камера видеонаблюдения. Потому что камера не знает, что будет потом, а Учитель знает...

Ну вы же не думаете, что Мария Федоровна, примеряя корону невесте наследника, на самом деле поранила ее иглой так, что кровь полилась из-под короны. Что, по-вашему, авторы фильма хотели сказать этой деталью? Что мать Николая II была косорукой? Что она ненавидела будущую невестку? Или, может, что-то другое?..

Александр III действительно по легенде во время крушения поезда держал крышу вагона, в котором ехала царская семья, но что должен был показать этот эпизод в фильме? Просто ли необыкновенную физическую силу отца Николая II или всё-таки последнего императора, который был способен держать Россию, но не смог передать эту способность своему наследнику?



Вряд ли Николай Александрович действительно убегал, запинаясь и падая, от своей матери и невесты, спорящих из-за того, какую корону ему надеть на коронацию, но в этом отражается наше знание о будущем нерешительного, несамостоятельного императора, которого всё время будут тянуть в разные стороны члены его семьи и советники, апофеозом чего станет «друг царской семьи» Распутин, по совету которого Николай II будет снимать и назначать министров и выбирать направление главного удара русской армии.

В фильме очень много таких символических деталей:



https://vk.com/video265817687_456239490

И, уж конечно, Матильда Кшесинская не говорила Николаю Александровичу, что, коронуясь, он погубит всех, кого любит. Откуда ей было это знать? Это мы знаем...

Кстати, сама Матильда не сгорела в этом огне, сбежала за границу и вышла замуж за последнего великого князя Российской империи. Николай II погубил не всех, кого любил.


ТРАГЕДИЯ РОКА ПОСЛЕДНЕГО ИМПЕРАТОРА

«Матильда» - это фильм не о наследнике престола, который выбирает между возлюбленной и навязываемой ему принцессой. Это фильм о человеке, который идет к неотвратимой катастрофе и всеми силами пытается свернуть с этого пути, сознавая свою неспособность играть роль, предназначенную ему по рождению. А окружающие снова и снова толкают его на дорогу, которая погубит и его и их.

Для Николая брак с Матильдой - это возможность свернуть в сторону, уйти от своей судьбы, и он хватается за эту возможность, как утопающий за соломинку. Но от судьбы уйти нельзя, сколько ни молись: «Да минует меня чаша сия».

Матильда слишком много знает о будущем... Как вам такой фантастический сюжет? В Россию конца XIX века прибывает из будущего хронодесантница Матильда Кшесинская, задача которой спасти Российскую империю, для чего она должна очаровать Николая Александровича, чтобы он женился на ней и отказался от престола. Этим объясняется, в частности, то, что Матильда в огне не горит и в воде не тонет :-) Увы, задание хронодесантница проваливает. После чего остается в прошлом и, благодаря своему знанию будущего, вовремя покидает Россию и вывозит последнего великого князя.


ХОРОШИЙ ФИЛЬМ

Мне фильм «Матильда» понравился. Особенно на фоне всей этой истерики тех, кто не смотрел, и негативных отзывов тех, кто смотрел. Всё очень красиво, очень дорого, прекрасная игра актеров и режиссура (Учитель умеет снимать кино). И исторически достоверно (если помнить, что это НАШЕ представление об истории, а не кадры с видеокамеры наблюдения). Особенно впечатляет сцена коронации, когда наследник и принцесса идут мимо выстроившихся в ряд в парадных мундирах, расшитых золотом и увешанных орденами, сановников, генералов, церковных иерархов, воплощающих в себе мощь империи, а параллельно показано, как вышедшая из-под контроля народная стихия губит людей на Ходынском поле. И в этом видна катастрофа будущей революции.

Как положено во всех фильмах об отечественной истории, снимаемых сейчас в России, в «Матильде» присутствует «кровавая гебня», на этот раз дореволюционная. Как всегда, «кровавые гебисты» заняты поддержанием порядка, но действуют при этом крайне жестокими методами, хотя в сущности люди добрые (когда это не вредит делу).

А вот вся сюжетная линия, связанная с одержимым страстью к Матильде графом Воронцовым, мне не понравилась. Она кажется лишней, искусственно добавленной в сюжет и не гармонирующей с остальным содержанием. Я так понимаю, в маркетинговых целях решили добавить экшна, в расчете в первую очередь на иностранного зрителя, который не слишком хорошо знает русскую историю и не оценит деталей, указывающих на будущие события, зато оценит «этих безумных русских», устраивающих скачки сквозь огонь :-)



Впрочем, если вернуться к фантастическому сюжету, то граф Воронцов мог быть вторым хронодесантником, отправившимся вслед за Матильдой по личным мотивам и завалившим ее задание. Он ведь тоже в воде не тонет и в огне не горит (почти :-).

Если у вас будет возможность посмотреть фильм «Матильда», посмотрите - вам понравится. Никакого оскорбления чего бы то ни было (включая чувства верующих) там нет. Если, конечно, вы не являетесь верующим в великого князя Владимира Александровича :-)

Tags: анализ, история, кино
Subscribe
Buy for 50 tokens
1) Навальный в седьмой раз возвращался из «Шарите» в Россию - «Новичок» всё никак не действовал. Зато удалось остановить «Северный поток - 2», «Северный поток - 3» и «Северный поток - 4», прекратить поставку в Россию «мерседесов», отменить концерт Ансамбля песни и пляски Российской армии в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments