Черная Молния (chern_molnija) wrote,
Черная Молния
chern_molnija

Categories:

Китай наказал Австралию - поможет ли это Донбассу?



Из статьи Сергея Савчука:

«На этой неделе зарубежные СМИ вышли с кричащими заголовками "Китай запретил импорт австралийского угля", что на проверку оказалось чистейшей правдой. По данному поводу даже выступил премьер-министр Австралии Скотт Моррисон, заявивший, что Пекин проводит дискриминационную политику, нарушающую законы открытого рынка.


Западная информационная машина тут же окрестила произошедшее китайской местью Канберре за последовательную поддержку США в торговой войне с КНР. Речь идет об умышленном ограничении возможностей IT-гиганта Huawei».

У австралийских вассалов американской империи своеобразное представление о законах открытого рынка. По их мнению, запрещать использование китайских технологий 5G можно, а ответные меры в отношении австралийского экспорта проводить нельзя :-)

«Ситуация зашла в тупик, и, чтобы сделать австралийцев более сговорчивыми, КНР в феврале 2019-го запустила пробный шар. Именно тогда впервые начались проблемы с приемкой в китайских портах, например Даляне.


УГОЛЬНАЯ ИГЛА АВСТРАЛИИ

Цель была выбрана не случайно. Дело в том, что пока прогрессивные страны понемногу сворачивают угольную генерацию и переходят на экологически чистые источники, для Зеленого континента добыча этого полезного ископаемого является краеугольным камнем экономики. Австралия в год добывает порядка 540 миллионов тонн энергетических и коксующихся углей, 75% которых идет на экспорт. В 2019 году местные угольщики экспортировали топлива на 53 миллиарда долларов, а профильные отчисления в бюджет составили 8,3% ВВП.

Главным покупателем австралийского угля уже много лет выступает Япония, в прошлом году закупившая его на 17 миллиардов долларов (27% всего экспорта). Китай является вторым главным рынком сбыта — 13,7 миллиарда долларов и 21% внешней торговли. Потеря такой площадки может вызвать не просто кризис в профильной отрасли, но и серьезные проблемы в национальной экономике.


КИТАЙСКАЯ ПЫТКА

Надо сказать, что Китай неоднократно вводил временные ограничения на импорт австралийского угля, но всякий раз снимал их, явно ожидая изменения политической позиции Канберры. Этого не произошло, и потому летом текущего года в ход пошли другие инструменты. Китайское правительство объявило, что рассматривает возможность введения заградительных торговых санкций на ряд австралийских товаров, в частности вино, мясо и морепродукты. Реакции опять не последовало, и в ноябре продукцию виноделов обложили налогом в размере от 107 до 212%.

Чтобы усилить эффект, в этот же период вступил в силу негласный приказ в очередной раз поставить импорт топлива из Австралии на паузу. Как сообщал Bloomberg, в ноябре средний срок ожидания судов с австралийским углем на заход в порт и разгрузку составлял в среднем около месяца, что приносило экспортерам и перевозчикам громадные убытки. Китай никогда прямо не говорил, за что наказывает австралийцев, отделываясь общими фразами о защите экологии и необходимости наращивать собственную добычу. Впрочем, мотивы были весьма прозрачны и понятны.

В случае если текущий запрет затянется, у Канберры начнутся очень серьезные проблемы, потому что заместить китайский рынок просто нечем. Япония и Южная Корея (тоже ключевой рынок сбыта) планируют достичь нулевой отметки выбросов парниковых газов уже к 2050 году, то есть импорт там совершенно точно будет падать. Есть еще Индия с ее амбициозными планами стать главной сталелитейной страной планеты, но Дели покупает кокс в самых разных местах, включая главных конкурентов — Индонезию и Россию».


КТО-ТО ТЕРЯЕТ - КТО-ТО НАХОДИТ

«На фоне весьма дружественных отношений Москвы и Пекина и стремительно остывающей симпатии второго к коллективному Западу было бы логично предположить, что освободившуюся нишу займут российские угольщики. Благо у нас добывается вся сортовая номенклатура, включая антрацит и кокс. Увы, это крайне маловероятно — и причины тут сугубо физического плана.

Во-первых, разом заместить на китайском рынке более 70 миллионов тонн австралийского угля нам просто нечем. За весь 2019 год, по данным Минэнерго, российские горняки выдали на-гора 441 миллион тонн продукции, из которых 206,5 миллиона ушли на экспорт. Если оставить за скобками собственные потребности в секторах производства электроэнергии и металлургии, российский уголь отгружается в 80 других стран. Ни нарастить добычу, ни изъять топливо в таком объеме с других рынков нереально.

Запасы угля в России колоссальные (больше 100 миллиардов тонн), и здравый смысл говорит, что российские угольщики добывают столько топлива, сколько могут продать. Уголь не палладий, его нельзя добыть впрок и хранить на складе - объемы уж очень велики. При появлении нового рынка сбыта, объем добычи вполне возможно нарастить, не мгновенно, разумеется.


ПРОБЛЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Во-вторых, любые планы экспансии упираются в "бутылочное горлышко" — логистику. Круглогодично российские угольщики бодаются с "Российскими железными дорогами". Первые требуют увеличения квот на провоз продукции и больших скидок. РЖД резонно отвечают, что уголь и так одна из главных позиций перевозок в восточном направлении и только за 2020 год из Кузбасса, который обеспечивает две трети экспортных поставок, вывезено более 55 миллионов тонн этого топлива. В настоящий момент по личной просьбе губернатора Сергея Цивилёва рассматривается возможность вывоза еще десяти миллионов тонн. Делается это, чтобы хоть частично покрыть недополученную регионом в этом году прибыль в размере 50 миллиардов рублей.

Но это операция разовая и на общую пропускную способность транспортных магистралей никак не влияет. Наш железнодорожный восточный ход загружен до предела, и впихнуть в него пару десятков миллионов тонн для Китая не смог бы даже волшебник.

Давно назрела необходимость расшивки БАМа и Транссиба, но объекты эти настолько масштабные, что до них на фоне множества других инфраструктурных проектов у правительства просто не доходят руки. На своей пресс-конференции 17 декабря Владимир Путин упомянул выделение 60 миллиардов рублей на переоборудование Транссиба. Деньги громадные для рядового обывателя, но применительно к железнодорожной магистрали протяженностью более девяти тысяч километров — увы, не так много.

Винить правительство в жадности было бы неверно. Российский бюджет просто не способен финансировать одновременное строительство трассы в Надым, замену железнодорожной колеи на Дальнем Востоке, газификацию Амурской области и кучу других проектов, куда требуется вливание государственных денег. А потому российский уголь едет на рынки Юго-Восточной Азии через порт Усть-Луга, делая громадный крюк».


ХОРОШИЕ НОВОСТИ

«За октябрь поставки российского угля в Китай выросли сразу на 28%, достигнув отметки в 3,5 миллиона тонн. Будем надеяться, что австралийцы продолжат упорствовать и китайское эмбарго станет максимально длительным. Угольщики Кузбасса, Якутии, Хакасии и Дальнего Востока будут этому очень рады».

https://ria.ru/20201220/kitay-1590051713.html

Добавлю - и угольщики Донбасса :-) Поскольку порабощенная Украина вынуждена покупать уголь у своих американских хозяев в Пенсильвании, продукция шахтеров Донбасса поступает в Россию, и дополнительный китайский рынок сбыта лишним не станет.

Что касается логистики, то Китай от Донбасса, конечно, далеко, но если российский уголь все равно возят через порт Усть-Луга, то до него донецкому углю ехать ближе, чем сибирскому. Да и необязательно, чтобы донецкий уголь физически попадал в Китай: поставки в Китай угля из близлежащих российских регионов освобождают место на российском внутреннем рынке для донецкого угля.

А инфраструктуру российской железной дороги, конечно, надо расширять. И тут так же, как с добычей угля: будут новые рынки сбыта - будут и вложения в развитие инфраструктуры, чтобы до этих рынков сбыта добраться. Стали бы мы возиться с газопроводом «Северный поток - 2», если бы Европа не жаждала российского газа :-)

Недостаточно развитая инфраструктура России - это, с одной стороны, конечно, большая проблема гигантской страны, которая вынуждена была спасать мир от различных угроз, пока другие страны обустраивались. Но с другой стороны, практически неограниченная возможность (и необходимость) развивать инфраструктуру - это огромное преимущество России, обеспечивающее ее на много лет заказами для предприятий и рабочими местами.



Tags: Австралия, Донбасс, Китай, американская империя, цитата, экономика
Subscribe

Posts from This Journal “экономика” Tag

Buy for 50 tokens
1) Футбольный арбитр в спешке вместо карточки показал игроку презерватив. До конца матча больше никто не рискнул нарушить правила. 2) Пытка водой заключается в том, что человека привязывают к стулу и включают воду. В итоге он медленно сходит с ума от понимания того, какой счет ему придет за…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Posts from This Journal “экономика” Tag